Самые эффектные астрономические события, которые можно будет наблюдать в октябре 2018 года

Сегодня мы продолжим начатый недавно цикл наших публикаций по анонсам астрономических событий, которые можно будет наблюдать на протяжении текущего месяца. Сегодня мы будем рассказывать Вам о том, что можно будет увидеть в ночном небе Северного полушария в октябре текущего 2018 года. И так, начнем…

Осень в Северном полушарии продолжается и вечерами уже довольно прохладно, сами ночи становятся все длиннее, обеспечивая возможность проведения более глубоких и длительных наблюдений за звездным небом и объектами космоса. Единственное, что может этому помешать – это облачная погода, однако при ясном небе любителям астрономии, как говорится, будет на что посмотреть. В рамках короткого выпуска тяжело осветить все интересное, что можно будет увидеть астрономам-любителям, поэтому постараемся выделить самое главное.

Большая Медведица в октябре будет подниматься над северной стороной горизонта к востоку, а Малая – расположится как раз над ней. Этот месяц станет, можно сказать, последним месяцем в году, когда в ясном небе будет хорошо и отчетливо наблюдаем «Летне-осенний треугольник», образованный Вегой, Альтаиром и Денебом, который на протяжении месяца все сильнее будет склоняться к западу. Чуть правее Лиры будет заходить Геркулес, а выше над ним Голова Дракона. На востоке еще в сентябре уже довольно высоко поднялось созвездие Близнецов, поэтому его звезды в октябре уже будут видны без проблем над горизонтом. Под ним, вблизи горизонта, уже начал всходить Малый Пес с ярким немного желтоватым Проционом, к концу октября его уже можно будет наблюдать даже в городе среди строений без каких-либо помех. Большой Пес с самым ярким Сириусом еще будет у горизонта, и в октябре его можно будет видеть только на открытой местности. Постепенно восходит Орион, и в следующем месяце он несколько возвысится над горизонтом, однако, конечно же, не так, как зимой, когда Бетельгейзе с Сириусом и Проционом замкнут контур Зимнего треугольника. В зените можно будет увидеть достаточно обыденную для летне-осенних месяцев латинскую букву «дабл-ю» Кассиопеи, а к северо-западу от нее трапецию и треугольник Цефея. На юге высоко над горизонтом будет всходить созвездие Андромеды, а правее, то есть, западнее – Пегас с его знаменитым Квадратом, который в сентябре достиг своего максимального восхождения. Над южным горизонтом при условиях открытой местности и при минимуме светового загрязнения можно будет увидеть созвездие Кита, к сожалению, в более северных широтах, только его часть. Телец с Альдебараном, Гиадами и Плеядами, выше – Персей и Возничий с Капеллой и далее Волопас с Арктуром по-прежнему будут радовать даже невооруженный глаз наблюдателей.

1 октября для любителей более фундаментальных исследований представится весьма редкая возможность наблюдать покрытие Луной звезды Хи-2 Ориона. Это явление можно будет увидеть в умеренных широтах и очень близко к экватору даже в северных регионах. Судя по анонсам от продвинутых астрономов-любителей, покрытие голубого сверхгиганта с видимой величиной в 4,63 диском Луны станет незабываемым зрелищем.

2 октября долгопериодическая переменная R Волопаса достигнет максимума в своем блеске, а третьего числа подобное будет наблюдаться и в отношении переменной R Девы.

5 октября Венера, которую можно видеть в утреннее время на востоке у горизонта во Льве, будет находиться в состоянии с переходом от прямого движения к попятному. К слову, после 9 числа, планета сместится в поле созвездия Девы, где и останется до конца месяца.

6 октября Меркурий, который будет перемещаться в одном направлении с Солнцем пройдет у восточного горизонта в 2 градусах севернее от яркой Спики в Деве. А это тоже обещает быть интересным зрелищем в широтах Украины, Северного Казахстана, Юга России и, естественно, южнее. Однако, скажем, на широте Беларуси это явление уже не увидеть.

9 октября новолуние совпадет с максимумом действия метеорного потока Дракониды, который можно будет наблюдать, естественно в Драконе. Само зрелище обещает быть интересным, и его можно будет увидеть даже в высоких широтах благодаря приполярному склонению радианта их выпадения, расположенного практически в Голове Дракона.

10 октября молодая Луна пройдет поутру близ Спики, Меркурия и Венеры, а 11 числа – рядом с Юпитером, который до 26 октября будет хорошо виден на востоке, после чего сольется с Солнцем и перестанет быть заметным на небосводе.

Кроме этого, 11 и 13 октября можно будет наблюдать максимум блеска двух долгопериодических переменных соответственно RT Стрельца и V Северной Короны. Если в отношении RT Стрельца можно спрогнозировать не очень хорошую видимость из-за склонения ближе к горизонту, то V Северной Короны можно будет понаблюдать и при том, очень даже неплохо.

Сатурн на протяжении октября будет по-прежнему хорошо виден в небе над горизонтом в вечернее время на юго-западе. 15 октября намечено его близкое рандеву с возрастающей Луной.

18 октября Луна встретится в Деве и с Марсом, который весь октябрь будет двигаться в одном направлении с Солнцем, перейдя в Деву 12 числа из созвездия Льва. Наблюдать соседство Луны и Марса можно будет в предрассветное время, поэтому подобное смогут увидеть астрономы, которые рано просыпаются.

21 октября нас ждет сказочное зрелище, а именно максимум метеорного потока Орионид, который всегда отличался своей яркостью. Метеоры, происхождение которых связывают с кометой Галлея, будут вылетать из радианта в Орионе ближе к границе с Близнецами чуть выше и левее от Бетельгейзе и несколько правее яркой звезды Альхена или Гамма Близнецов.

Что касается планет-гигантов, невидимых невооруженным взглядом, то 21 и 24 октября можно наблюдать соответственно Нептун и Уран, которые максимально сблизятся с Луной.

24 октября ожидается полнолуние. Оно не будет каким-то выдающимся, поскольку наш естественный спутник не будет иметь ни максимальных, ни минимальных видимых размеров на небосводе, однако для любителей наблюдать его при условии ясной погоды представится хорошая возможность лишний раз увидеть знакомые элементы его ландшафта.

27 октября почти полная Луна пройдет недалеко от Альдебарана в Тельце. Зрелищность этого события несколько будет проигрывать подобному сентябрьскому, когда наш спутник был виден со звездой после новолуния и своими углами, как бы охватывал ее, однако все равно для ценителей понаблюдать за ночным небом и оно будет иметь определенное значение.

28 и 30 октября Луна поочередно будет покрывать звезды Хи-1 Ориона и Дзету Близнецов или Мекбуду. Оба события обещают быть выдающимися, поскольку видимость и первого, и второго светила значительна, а их восхождение над горизонтом более чем оптимальное для наблюдения.

Закончится месяц 31 октября вхождением Луны в последнюю четверть при достижении ей перигея орбиты в 310 210 километров от центра Земли, а также достижением максимума блеска долгопериодической переменной T Большой Медведицы, условия наблюдения за которой должны быть благоприятными.

Отметим также и то, что в октябре продолжится спорадическое выпадение Южных и Северных Таурид, метеорных потоков, связанных с кометой Энке, радианты которых расположены в Тельце, а максимальная интенсивность припадет на середину ноября.

Для любителей понаблюдать за астероидами отметим, что в октябре самыми яркими в этом плане будут Веста и Ирида. Астероид Веста на протяжении всего месяца будет перемещаться по созвездию Дева, что несколько будет затруднять наблюдения из-за близости горизонта. В свою очередь Ирида будет наблюдаться в Овне, войдя 30 октября в противостояние с Солнцем, что позволит наблюдать ее на протяжении всей ночи, используя бинокли и небольшие телескопы. Противостояния с Солнцем 24 октября достигнет и астероид Паллада, однако его несколько южное склонение в Эридане может быть проблематичным для жителей северных широт. Кроме этого, отметим еще покрытие на 3 секунды астероидом 7394 Ксантомалития (7394 Xanthomalitia) звезды HIP 31277 в Близнецах и астероидом 336 Лакадиера (336 Lacadiera) звезды HIP 42165 в Раке примерно на то же время. Однако во втором случае должно повезти только лишь астрономам-любителям Дальнего Востока.

В завершении немного о кометах. В октябре очень хорошо будет видна по утрам яркая комета 21Р/Джакобини-Циннера, с которой связывают упомянутый выше метеорный поток Драконидов. До середины октября ее можно будет наблюдать в созвездии Единорога, где ориентиром можно считать звезду Дельта, а во второй половине месяца – в Орионе и Близнецах, правда, в этот период ее яркость несколько уменьшится.

Периодическая комета 64P/Свифта-Герельса в конце октября может достигнуть блеска примерно 11 звездной величины. В указанный период объект будет виден в течение всей ночи высоко над горизонтом, перемещаясь в Андромеде и Треугольнике.

Комета 38P/Стефана-Отерма в октябре будет проходить через созвездия Ориона и Близнецов. 22 октября комета пройдет чуть ниже яркой уже упоминавшейся сегодня звезды Гамма Близнецов или Альхены.

Периодическая комета 46P/Виртанена очень интересна сама по себе, однако в октябре будет наблюдаться только лишь по утрам над горизонтом в созвездии Кита, смещаясь дальше за горизонт в направлении Печи. Как мы все понимаем, в высоких широтах ее в этот период не увидеть.

На этом мы заканчиваем наш анонс наиболее ярких астрономических событий, которые ждут астрономов любителей в октябре текущего года.

Ранее VideoNews рассказывали о планетарной туманности Гантель (Dumbbell Nebula).